Тайна жизни и смерти Н.В.Гоголя
Ошеломленный происшедшим граф поспешил вызвать к Гоголю знаменитого
московского врача Ф. Иноземцева, который сначала заподозрил у писателя тиф, но
потом отказался от своего диагноза и посоветовал больному попросту отлежаться.
Но невозмутимость врача не успокоила Толстого, и он просил приехать своего
хорошего знакомого врача-психопатолога А. Тарасенкова. Однако Гоголь не захотел
принять приехавшего 13 февраля в среду Тарасенкова. «Надо меня оставить,—
сказал он графу,— я знаю, что должен умереть»...
Через день стало известно, что Иноземцев сам заболел, и в субботу 16
февраля крайне встревоженный состоянием Гоголя Толстой уговорил писателя
принять Тарасенкова. «Увидев его, я ужаснулся,— вспоминал врач.— Не прошло и
месяца, как я с ним вместе обедал; он казался мне человеком цветущего здоровья,
бодрым, крепким, свежим, а теперь передо мною был человек, как бы изнуренный до
крайности чахоткою или доведенный каким-либо продолжительным истощением до
необыкновенного изнеможения. Мне он показался мертвецом с первого взгляда».
Тарасенков убеждал Гоголя начать нормально питаться, чтобы восстановить силы,
но пациент отнесся к его увещаниям безучастно. По настоянию врачей, Толстой
просил митрополита Филарета воздействовать на Гоголя, укрепить у него доверие к
врачам. Но ничто не действовало на Гоголя, на все уговоры он тихо и кротко
отвечал: «Оставьте меня; мне хорошо». Он перестал следить за собой, не
умывался, не причесывался, не одевался. Питался крохами — хлебом, просфорами,
кашицей, черносливом. Пил воду с красным вином, липовый чай.
В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше
уже не вставал. В постели он приступил к таинствам покаяния, причащения и
елеосвящения, выслушал все евангелия в полном сознании, держа в руках свечу и
плача. «Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил еще, буду жив»,— сказал он
друзьям, убеждавшим его лечиться. В этот день его осмотрел приглашенный Толстым
врач А. Овер. Он не дал никаких советов, перенеся разговор на следующий день.
В Москве уже прослышали о болезни Гоголя, поэтому на следующий день 19
февраля, когда Тарасенков приехал в дом на Никитском бульваре, вся передняя
комната была заполнена толпой гоголевских почитателей, стоявших молча со
скорбными лицами. «Гоголь лежал на широком диване, в халате, в сапогах,
отвернувшись к стене, на боку, с закрытыми глазами,— вспоминал Тарасенков.—
Против его лица — образ Богоматери; в руках четки; возле него мальчик и другой
служитель. На мой тихий вопрос он не ответил ни слова... Я взял его руку, чтобы
пощупать его пульс. Он сказал: «Не трогайте меня, пожалуйста!»
Вскоре М. Погодин привез доктора Альфонского, который предложил
прибегнуть к услугам «магнетизера», и вечером у постели Гоголя появился доктор
Сокологорский, известный своими экстрасенсорными способностями. Но едва он,
положив руки на голову пациента, начал делать пассы, как Гоголь дернулся телом
и раздраженно сказал: «Оставьте меня!» На этом сеанс закончился, и на сцену
выступил доктор Кли-менков, поразивший присутствовавших грубостью и дерзостью.
Он кричал Гоголю свои вопросы, как если бы перед ним был глухой или беспамятный
человек, пытался насильно нащупать пульс. «Оставьте меня!» — сказал ему Гоголь
и отвернулся.
Клименков настаивал на деятельном лечении: кровопускании, заворачивании
в мокрые холодные простыни и т. д. Но Тарасенков предложил перенести все на
следующий день.
20 февраля собрался консилиум: Овер, Клименков, Сокологорский,
Тарасенков и московское медицинское светило Эвениус. В присутствии Толстого, Хомякова
и других гоголевских знакомых Овер изложил Эвениусу историю болезни, напирая на
странности в поведении больного, свидетельствующие будто бы о том, что «его
сознание не находится в натуральном положении». «Оставить больного без пособия
или поступить с ним как с человеком, не владеющим собою?» — спросил Овер. «Да,
надобно его кормить насильно»,— важно произнес Эвениус.
После этого врачи вошли к больному, начали его расспрашивать,
осматривать, ощупывать. Из комнаты послышались стоны и крики больного. «Не
тревожьте меня, ради Бога!» — выкрикнул наконец он. Но на него уже не обращали
внимания. Решено было поставить Гоголю две пиявки к носу, сделать холодное
обливание головы в теплой ванне. Исполнить все эти процедуры взялся Клименков,
и Тарасенков поспешил уйти, «чтобы не быть свидетелем мучений страдальца».
Когда через три часа он вернулся назад, Гоголь был уже извлечен из
ванны, у ноздрей у него висело шесть пиявок, которые он усиливался оторвать, но
врачи насильно держали его за руки. Около семи вечера приехали снова Овер с
Клименковым, велели поддерживать как можно дольше кровотечение, ставить
горчичники на конечности, мушку на затылок, лед на голову и внутрь отвар
алтейного корня с лавровишневой водой. «Обращение их было неумолимое,—
вспоминал Тарасенков,— они распоряжались, как с сумасшедшим, кричали перед ним,
как перед трупом. Клименков приставал к нему, мял, ворочал, поливал на голову
какой-то едкий спирт...»
После их отъезда Тарасенков остался до полуночи. Пульс больного упал,
дыхание становилось прерывистым. Он уже не мог сам поворачиваться, лежал тихо и
спокойно, когда его не лечили. Просил пить. К вечеру начал терять память,
бормотал невнятно: «Давай, давай! Ну, что же?» В одиннадцатом часу вдруг громко
крикнул: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Сделал попытку встать. Его
подняли с постели, посадили на кресло. Но он уже был так слаб, что голова не
держалась и падала, как у новорожденного ребенка. После этой вспышки Гоголь
впал в глубокий обморок, около полуночи у него начали холодеть ноги, и
Тарасенков велел прикладывать к ним кувшины с горячей водой...
Тарасенков уехал, чтобы, как он писал, не столкнуться с медиком-палачом
Клименковым, который, как потом рассказывали, всю ночь мучил умиравшего Гоголя,
давая ему каломель, обкладывая тело горячим хлебом, отчего Гоголь стонал и
пронзительно кричал. Он умер не приходя в сознание в 8 часов утра 21 февраля в
четверг. Когда в десятом часу утра Тарасенков приехал на Никитский бульвар,
умерший уже лежал на столе, одетый в сюртук, в котором обычно ходил. Над ним
служили панихиду, с лица снимали гипсовую маску.
«Долго глядел я на умершего,— писал Тарасенков,— мне казалось, что лицо
его выражало не страдание, а спокойствие, ясную мысль, унесенную в гроб».
«Стыдно тому, кто привлечется к гниющей персти...»
Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским
священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он
был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в
колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал
ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено
было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих
счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь...
31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек,
среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской,
Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным
источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по
Москве страшные легенды о Гоголе.
— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного
института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в
стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий,
из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих
примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом.
Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда
подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не
мертвый,— этот странный великий человек».
Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся
быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины
завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки
разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на
меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». То, что
эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет
Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он
проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания...
Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала
доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал:
«Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб... наконец,
беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником
заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить...»
Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые
доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та
поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».
Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об
эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его
устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в
гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов
скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета... Когда и
при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале
вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом
был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому
человеку».
Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть
из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята
вокруг останков великого писателя?
Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня
пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот
тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что
касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в
уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных
реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя...
А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными
подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в
Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и
прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя,
другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том
прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал
кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.
В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь
вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные
потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить
«гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого
памятника.
Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме
напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень
стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили
черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.
Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были
куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила
Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и
ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и
Маргариты».
|