MOD
Понятие
"мод-рок" настолько растяжимо и туманно, поэтому очень трудно вписать
в него определенные команды, а также дать точное определение самому стилю. В
целом, мод-рок - это шумная рок-музыка начала и середины 60-х, которую слушали
будущие отцы поколения панков, а также деды нынешних скинхедов – моды. Также
стоит принять во внимание то, что моды помимо рока слушали еще и негритянский
соул, который хоть как-то, но все же причастен к рок-музыке. Прежде всего,
необходимо разобраться, кто же такие эти моды? Движение модов сформировалось в
Великобритании приблизительно в 1962-63 годах; расцвет же движения пришелся на
1965-66 годы. Входили в движение модов молодые люди из среднего класса, которые
были безразличны ко всему, кроме скутеров - маленьких мотороллеров, на которых
они передвигались (в противоположность простым рокерам, любившим мотоциклы), и,
пожалуй, музыки, под которую они и жили. Поп-музыка начала 60-х была противна
модам; к чистому рок-н-роллу они были довольно холодны, да и к зарождавшемуся
биту тоже. Исключением стали две наиболее известные лондонские рок-группы:
вест-эндовская "The Who" и
ист-эндовская "The Small Faces". Эти команды
брали ориентир на утяжеленный ритм-энд-блюз, смешанный с британским битом,
американским рок-н-роллом, и с негритянской музыкой соул (из нее были взяты
вокальные гармонии). Конечно, это не означает, что моды ненавидели "Beatles" и "Stones" - просто по
душе им больше приходилась музыка "Who" и "Small Faces". Возможно,
потому что эти группы выглядели более "по-модовски", тогда, когда
"Битлы" были просто
очаровательными милашками, а "Стоунз" - простыми,
не модовскими, "плохими парнями".
Теперь следует
узнать, как выглядели моды. Длинных стрижек они никогда не носили (да и слишком
лысыми тоже не ходили :), не уделяя прическе особого внимания; по вкусу модам
были еще белые рубашки с большими воротниками, широкие клетчатые брюки на
подтяжках, а также огроменные башмаки на таких же огроменных подошвах - таким
образом они старались подчеркнуть свою принадлежность к рабочему классу.
Любимыми занятиями модов была езда на скутерах под их любимую музыку, танцы
(под ту же музыку), а также всевозможные развлечения и спорт (опять же под эту
музыку). Моды первыми ввели понятие "мужской макияж", так как помимо
девушек, у них красились еще и парни. Несколько позже, хиппи полностью сотрут
между обоими полами различия, позаимствовав эту черту именно у модов. Между
прочим, позаимствовали у модов они и кое-что еще... Как известно, моды первыми
начали принимать различные психостимуляторы, такие как амфетамины, что и роднит
модов с битниками. А от этих стимуляторов естественно только один шаг к
каннабису, ЛСД и к прочим гадостям. Простых рокеров моды не очень любили,
всячески враждуя с ними - да так, что в 1965 и 1966 годах между обоими
движениями происходило огромное множество всевозможных стычек и драк. Доходило
даже до таких больших противостояний, когда у обеих сторон было больше чем
полсотни участников (и представьте теперь себе, как эти две огромные кучи
лупасят друг-друга чем попало куда надо и куда не надо...). Разумеется, когда
только моды образовались, никаких подобных стычек не было из-за их
малочисленности. А начались они во время расцвета модовского движения - в 1965
году. Движение хиппи моды тоже не особо любили, но между ними драк никогда не
бывало.
Однако, все же
вернемся от самих модов к их музыке. Помимо "Who" и "Small Faces" существовало
много других подобных команд, но именно этим удалось достигнуть наибольшей
популярности как среди модов, так и среди простых слушателей. Будучи в начале
своего творческого пути не очень профессиональными музыкантами, "The Who" прославились
умением уничтожать на своих концертах все инструменты. Но не только это
привлекало модов к их музыке: обилие фидбэка и искажений, а также принадлежащий
"Who" всемирный
модовский гимн "My Generation", действительно нравились модам.
Другими были "Small Faces": они не
громили инструменты, а просто завоевывали публику своим шармом, несколько
напоминающим битловский. Четверо добродушных невысоких парней, которым не было
и двадцати, быстро становились своими на любом концерте. Именно "Who" и "Small Faces" вскоре одними
из первых будут работать над концептуальными альбомами. Их "Tommy" и
"Odgen's Nut Gone Flake" до сих пор являются классикой рока. Именно
такими и были две главных модовских группы. Но нельзя еще не упомянуть, что
элементы мод-рока присутствовали в толпе других групп, и даже таких, как "The Beatles" (альбомы
"Rubber Soul" и "Revolver"), "The Move" (альбом
"Shazam" и первые синглы) и "Rolling Stones" (альбомы
1964-65 годов). Интересные гармонии, небрежный вокал и хрустящая гитара с
фидбэком, лучше всего характеризуют мод-рок. Движение модов с 1966 года
постепенно таяло под натиском хиппи, которыми и становились многие моды, но что
самое интересное, так это то, что моды в первоначальном своем виде существуют и
по сей день, несмотря на обилие бывших модов в рядах панков 70-х и скинхедов
80-90-х годов. Рупором модов середины 70-х - начала 80-х была группа "Jam", воссоздавшая
первоначальный мод-рок в своей музыке, однако она распалась в 1982 году на пике
своей популярности, оставив модам только несколько малоизвестных групп. С тех
пор команд, играющих мод-рок почти не осталось, а бывшим модам, а ныне -
убеленным сединами старцам, остается только размышлять о жизни, слушая истертые
временем пластинки "Who" и "Small Faces", вспоминая,
какие были хорошие времена, когда они были молодыми.