HARD ROCK
Хард-рок (или в
дословном переводе - жесткий рок) - подвид рока, возникший в середине 60-х и
переживший период расцвета в 70-х годах прошлого столетия. Характеризуется
прежде всего тяжелыми гитарными риффами, но от своего последователя хэви-метал
и его производных отличается относительно умеренным темпом.
Общепринятым
родоначальником стиля считается группа "The Kinks", записавшая в
1964 году незамысловатую вещицу "You Really Got Me", в которой были
использованы зафузованные гитары. Конечно на хард-рок в нынешнем его понимании
композиция не тянула, но дурной пример был подан и вскоре ему последовали
многие другие исполнители. В то время музыканты, трудившиеся на ниве
психоделии, искали новые формы звука, и в их арсенале появились такие приемы
как овердрайв (перегруз) и дисторшн (искажение). Одним из главных (а то и самым
главным) мастеров, достигших наибольших успехов в подобном экспериментаторстве,
был Джими Хендрикс, чья виртуозная гитарная техника послужила образцом для
целых поколений рок-музыкантов. Пока Хендрикс закладывал основы
психоделического харда, к зарождающемуся новому стилю начали подтягиваться
команды, специализировавшиеся на блюзе, такие как "Cream" и "Yardbirds".
Надо сказать, что
быстрее всего хард-рок развивался в Англии, и к концу десятилетия туманный
Альбион выставил на рынок главную тройку тяжелого жанра: "Led Zeppelin", "Deep Purple" и "Black Sabbath". Первый
мощный залп дали "цеппелины", явив миру
новый саунд со своим "Led Zeppelin II", а на следующий год появились
такие классические шедевры харда как "In Rock" и
"Paranoid". Одним из главных релизов жанра стал "пепловский" альбом
"Machine Head", где прозвучал самый узнаваемый рифф всех времен и
народов - "Smoke On The Water". Между тем мрачные выходцы из
окрестностей Бирмингема, трудившиеся под маркой "Black Sabbath", не только
помогли своим "пурпурным" коллегам строить будущее тяжелого металла,
но и заложили фундамент стиля дум, получившего развитие лишь спустя десять лет.
К началу 70-х у трехголового британского дракона появилось множество соратников
- "Nazareth", "Uriah Heep", "Atomic Rooster", "Free", "UFO", "Thin Lizzy", "Budgie", "Black Widow", "Foghat", "Status Quo" и другие.
Некоторые из них тяготели к пограничным жанрам (например "Heep" и "Rooster" заигрывали с
прогрессивом, "Free" одной ногой
стояли в блюз-роке, а "Quo" и "Foghat" наяривали
буги), но в целом все они исполняли хард-рок. В Америке последователей жанра
тоже хватало, и Штаты могли похвастаться бандами типа "Grand Funk Railroad", "Blue Cheer", "Bloodrock". Все они
честно боролись за место под солнцем, однако до популярности островитян им было
далековато.
Перекос начал
исправляться в середине 70-х, когда на свет появились "Aerosmith", "Kiss", "Montrose", а также к
делу подключились вылезший из гаража шок-рокер Элис Купер и пещерный человек Тед Ньюджент. Кроме того, в
соревнование по производству хард-рокеров влились и другие страны: Австралия
выставила на арену монстров тяжелого рок-н-ролла "AC/DC", Германия
подарила миру тяготевших к мелодиям "Scorpions", Канада
послала в бой "April Wine", Швейцария
преподнесла "Krokus". Тем временем
"Deep
Purple" успели пережить кризис и благополучно распасться, но их распад
породил две не менее мощные банды: детище Ричи Блэкмора "Rainbow" (откуда
впоследствии возник "Dio") и проект Дэвида
Ковердэйла "Whitesnake". И все же во
второй половине 70-х жанр начал переживать не самые лучшие времена, что отчасти
было связано с нашествием панка и новой волны. Кроме того из строя вышли
ударные силы: "DP", как уже было
сказано, распались, "Black Sabbath" лишились
своего фронтмена и судорожно пытались подобрать достойную замену, а после
смерти Джона Бонэма прекратили свое существование и "Led Zeppelin".
В начале 80-х в
Англии получило бурное развитие движение NWOBNM, в связи с чем исполнители
чистого харда были потеснены на второй план. Единственным исключением были
"Motorhead", которые
сделали себе имя на уникальном стиле, занимавшем нишу между хард-роком и
хэви-метал. По другую сторону океана ситуация выглядела несколько иначе, и там
правили балом такие команды как "Van Halen" и "Motley Crue". Они играли
коммерчески ориентированную музыку, а их последователей стали причислять к
жанру глэм-метал.
В 90-х годах
повальное увлечение гранжем и прочей альтернативой не давало развиваться
тяжелому року как следует, однако и в это время находились достойные
представители хард-рока. Наиболее ярко сияла звезда "Guns N' Roses", сумевших
дать двойной залп по верхушке "Billboard" с помощью "Use Your
Illusion", а Европа порадовала любителей тяжеляка швейцарцами "Gotthard" и немцами
"Axel Rudi
Pell".
Хард продолжали
играть и в третьем тысячелетии, но некоторые группы типа "White Stripes" и "Velvet
Revolver" имели осовремененный саунд с привкусом той же альтернативы. Из тех
команд, что придерживались традиций жанра, можно назвать "Roadstar",
"Darkness",
"Answer", но, к сожалению две первые из них довольно быстро
распались.