I.
BEAT
Приблизительно к
1960-му году рок-н-ролл начал терять свою популярность. Так, почти три года
(1960 – 1962 гг.) основным стилем была поп-музыка (хотелось бы отметить, что в
то время такое понятие кардинально отличалось от современного). Это был довольно
скучный период музыки, поэтому я не считаю нужным рассматривать его. В эти годы
на первые места в хит-парадах пробилось множество стандартных поп-групп,
которые на самом деле ничего хорошего из себя не представляли. Однако в конце
1962-го года с выходом первого сингла "The Beatles" "Love Me
Do" положение дел резко меняется – на первый план снова вышла рок-музыка
(конечно, опять не в современном ее понятии, но все же и такая она намного
лучше, чем эта ужасная поп-музыка). Теперь стало понятно, чего не хватало
музыке 1960 – 1962 годов. Музыке нужен был явный лидер – группа, или отдельный
исполнитель, которые писали бы музыку соответствующего высокого качества.
Такой группой и
стали "Beatles". Битлы стали
для 60-х годов тем же, что Пресли для 50-х. Они олицетворяли собой новый
рок-стиль и новую эру. Они дали року второй мощный импульс. Они превратили
простую развлекательную музыку в целую субкультуру. Сейчас, когда все это уже
стало историей, кажется невероятным, что четыре провинциальных парня смогли
внести столь глубокие перемены — в самых разных областях и за такой короткий
промежуток времени. Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой
радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому. Наиболее
характерной особенностью "Beatles",
способствовавшей их поразительному взлету на вершину, было их стремление к
совершенству. Казалось, они просто не могли делать что-то кое-как. Они одними
из первых в 60-х начали писать в таком большом количестве свои собственные
песни. До "Beatles" мало кто
осмеливался совсем не помещать на свои пластинки какие-нибудь известные чужие
песни. До "Beatles" роль басиста
и барабанщика в группе обычно была весьма небольшой. Они также не были "певцом
+ аккомпанирующий состав”, они действительно были сплоченной группой
музыкантов, имеющих между собой равное значение. Так можно продолжать до
бесконечности, но все равно их роль в рок-музыке нельзя переоценить. Именно
"Beatles" стали
законодателями стиля, под названием бит, соединив рок-н-ролл, соул и блюз; а
всего через пару лет, в 1965-м, они одними из первых ступят на тропу
психоделического рока.
Также можно точно
установить дату начала битломании: 13 октября 1963 года. В этот день битломания
стала официальным явлением — в том смысле, что ее признали национальные газеты
и возвестили о ней широкой публике в огромных заголовках на первых страницах.
Что касается тинэйджеров, то для них это не явилось новостью. В тот год "Beatles" интенсивно
гастролировали, постепенно выдвигаясь на первые роли в концертных программах.
Столь быстрое признание, как подростками, так и поколениями, вышедшими из
подросткового возраста, позволило Битлам достичь невиданного уровня
популярности.
Однако если "Beatles" были
аккуратно одетые и причесанные, то "The Rolling Stones" – вторая по
популярности группа после "Beatles", были им
прямой противоположностью. "Неряшливые и безнравственные" Роллинги, как они сами себя
представляли, старались как можно сильнее показать себя в дурном свете. "Stones" и "Beatles" стояли на
разных концах спектра, и пресса делала все, чтобы их противопоставить, стараясь
преуменьшить и затушевать любые проступки Битлов и раздувая малейшее отклонение
Роллингов от признанных норм. Но, несмотря на это, и "Beatles", и "Rolling Stones" дружили между
собой. И все же, с самого начала между двумя этими группами существовало
серьезное стилевое различие. Если "Beatles" черпали свое
вдохновение в рок-н-ролле и приглаженной черной музыке соул, то "Stones" больше
ориентировались на ритм-н-блюз. Их имидж был виден налицо: агрессивность, неприветливость
и уродливость. Но это нравилось тинэйджерам. "Stones" отставали от
"Beatles" лишь в одном:
они не сочиняли свой материал. Но в 1965 Джаггер и Кит Ричард поправили
положение, написав великолепную по язвительности и колкости песню
"Satisfaction".
Кроме Битлов и
Роллингов существовало еще множество групп, исполняющих бит. Самыми известными
из них были "The Who" и "The Kinks". По музыке
"Who" были ближе к Роллингам (бит +
ритм-н-блюз), а по вокалу – к Битлам (вокальные
гармонии). В 1965-м году "Who" написали
песню "My Generation", ставшую гимном всего молодого поколения.
"Who", как и "Rolling Stones", прославились
также вызывающим поведением на концертах. Внутренняя напряженность, существовавшая
между членами группы — Питом Тауншендом, Роджером Долтри, Джоном Энтуистлом и
Китом Муном, — делала их выступления удивительно захватывающим зрелищем, в
котором всегда присутствовал элемент непредсказуемости. Когда, доведя себя (и
публику) до экстаза, они начинали крушить свои гитары обо что попало, то
казалось, что сейчас они начнут крушить и друг друга. Вряд ли музыканты из
какой-нибудь другой группы могут с уверенностью сказать, что они разгромили
больше инструментов, чем "Who". С годами
влияние и слава "Who", как и "Rolling Stones", росли (в
конце 70-х разгорались жаркие споры, какая из этих групп заслуживает титул
лучшей рок-н-ролльной группы мира!).
"Kinks" стали
знаменитыми с выходом песни "You Really Got Me", в которой был
применен distortion гитары. Их альбомы 1964-1965 годов были сделаны в стиле
утяжеленного бита, однако им самим, видимо, выбранное направление не очень
нравилось, поэтому "Kinks" вынуждены
были слегка изменить свой стиль. Вместе с этим, значительно вырос талант их
вокалиста и ритм-гитариста, Рэя Дэвиса, как сочинителя. Никто, кроме него не
мог написать такой же злободневный текст. Поэтому Рэй числился в списке лучших
авторов песен того времени (также на первых местах там числились Джон Леннон, Пол Маккартни и
Пит Тауншенд).
Говоря о бите нельзя
не перечислить многочисленные группы, работающие в этом стиле. "Herman’s
Hermits", "Hollies", "Unit 4+2", "Searchers",
"Merseybeats" и "Fortunes"… - теперь
вряд ли кто-то помнит эти неплохие группы. Все они были очень известны в начале
– середине 60-х, но их популярность сразу же упала с приходом психоделического
рока, т.к. им было довольно трудно перестроиться с бита не психоделию, как это
сделали "Beatles", "Rolling Stones", "Who" и "Kinks". Группы
"Animals" и "Yardbirds", несмотря на
их популярность и огромное влияние, оказанное на других исполнителей,
правильнее следует упомянуть в статье про блюз-рок, что я и сделал.
Несмотря на то, что
вся история бита исчисляется только несколькими годами, это был неплохой период
рок-музыки. В сущности, бит играли только одни английские группы (не считая
"Beach
Boys" и еще пары американских групп), потому что бит был продуктом так
называемого Британского Нашествия (British Invasion), которое погнали Битлы своей песней
"Love Me Do". Эра бита кончилась приблизительно в конце 1965-го года,
однако это совсем не означает, что хорошую музыку после этого года перестали
делать. Впереди был еще замечательный период психоделии, а за ним – периоды
хард- и арт- рока. Это означает, что все тогда еще только начиналось…