Конспект Первого урока, посвященного Году Чтения в ДНР - Классные часы - Воспитательная работа - Каталог файлов - Сайт Ильясовой Наталии
ФЕНИКС
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Воспитательная работа » Классные часы

Конспект Первого урока, посвященного Году Чтения в ДНР
10-09-2016, 21:05

 

ПЕРВЫЙ  УРОК (конспект)

«Год  чтения:  побеседуй с мудрецами»

 

 

Цели:

  1. ознакомить обучающихся с интересными фактами из мира литературы;
  2. формировать устойчивое понимание важности и необходимости чтения;
  3. формировать  положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;
  4. воспитывать уважение к книге, знаниям, стремление к чтению, саморазвитию и самообразованию.

 

Форма проведения: классный час общения.

 

Ход мероприятия

 

1. Введение   в   атмосферу  общения

    Слово учителя. Наш Первый урок посвящен  чтению. Чтению как процессу, чтению как источнику информации, как способу воспитания и образования. Всё живое в этом мире нуждается в информации. Птицы, животные, люди используют различные способы передачи и обмена информацией.  Каждый человек, каждое сообщество людей производит столько информации, что это грозит всемирным хаосом.  Сообщить о событии, о состоянии, передать опыт, традицию, выразить мысли и ощущения – всё это реки информации, которые сливаются в один мировой океан. Чтобы не утонуть в этом океане, мудрецы всех времен и народов находили универсальные способы и формы  хранения и поиска информации: наскальные рисунки первобытного человека, изобретение различных видов письменности, создание рукописных и печатных, а позднее и электронных средств. Информацию создают, ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают, продают и покупают.

       Самый надежный способ сохранить информацию – книга. Достоинства книги: доступность (любой может найти, открыть и просмотреть книгу), портативность (книге не требуются дополнительные условия – напряжение в электросети, к примеру), надежность (информация не исчезает от вирусов или поломок), доступные спецэфекты (фантазия человека несоизмерима с самыми продвинутыми компьютерными технологиями).

         Сыграем в игру «Ассоциации». Например, со словом семья ассоциируются: мама, уют, праздник, вкусный обед и т.д.

         Перед вами три слова: ЧТЕНИЕ   ПРОИЗВЕДЕНИЕ  ЛИТЕРАТУРА

Выберите любое слово и подберите к нему: существительное, прилагательное и глагол, а также цвет, звук, вкус, запах, материал.

 

Предполагаемые ответы: занятие, время, удовольствие, мир, процесс, открытие, новый, сложный, захватывающий, текст, книга, слово, автор, культура, писатель, поэт, богатство, щедевр, история,золотистый, голубой, мелодия, симфония, шелест, насыщенный, фруктовый, запах пыли, бумаги, краски, гладкий...

 

Используя подобранные слова, сформулируйте пояснение, что такое ЧТЕНИЕ – сложный процесс открытия мира через текст, написанный автором.

ЛИТЕРАТУРА – культурное наследие народа.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ – авторский текст, искусство.

 

2. Ознакомление с интересной информацией (высказывания обучающихся)

 

Семь литературных чудес света

 

Чудо первое


В царстве клинописи


Шумеры – создатели одной из древнейших цивилизаций мира. Именно им приписывают изобретение клинописи; а сами шумеры считали, что письмо изобрели боги. Изобретенная шумерами клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии.


Подлинной жемчужиной древней эпохи по праву считают библиотеку царя Ассирии - Ашшурбанипала (668-635гг. до н. э.).


Огромного труда многих ученых разных стран потребовала обработка этого книжного сокровища. Ведь все таблички были перемешаны, многие разбиты на несколько кусков; надо было все это прочесть, расшифровать, установить фамилии и географические названия. Гигантская работа! И она была проделана. Выяснилось, что здесь хранилась самая разнообразная литература на нескольких языках и государственный архив. Результаты астрономических наблюдений и медицинские трактаты, грамматические справочники и летописи ассирийских царей, религиозные книги и художественные мифы древних. О высоком развитии литературы этого народа свидетельствуют «Жалобные песни для успокоения сердца».


Чудо второе


Александрийская библиотека


Дом муз - музей в Александрии - имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. Здесь хранилось до 500000 книг: поэмы, исторические, медицинские, математические и философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.


Александрийская библиотека знаменита на весь мир. Она считалась одним из главных научных центров и самым обширным хранилищем знаний античного мира Собранная коллекция Александрийской библиотеки в разное время насчитывала от двухсот до семисот тысяч манускриптов. Объединенная с музеем, библиотека, по сути, стала первым университетом.

Чудо третье


Библия - потрясающая книга!


Библия - большая книга, точнее - собрание книг. Она - целая библиотека из не менее чем шестидесяти шести книг: исторических сообщений, биографий, сборников стихов, пророчеств, писем, повестей и т.д. Библия - очень старая книга, некоторым ее частям уже около 3400 лет или еще больше. Это книга, пришедшая к нам из совершенно других времен, другой культуры.

 

Библия коренным образом отличается от всех других книг мира. Библия совершенно уникальна Лежа на смертном одре, сэр Вальтер Скотт попросил своего зятя принести ему "книгу" и почитать из нее вслух. Когда тот спросил, о какой книге идет речь, умирающий ответил: "Есть только одна книга, достойная того, чтобы ее называли просто "Книгой", это Библия".


Чудо четвертое


Книжные палаты древней Руси


Старинные русские книги… Их было, видимо, много. Но одни – истреблены во время войн, другие – сгорели, а третьи – разграблены… И тем не менее дошло до нас полностью или в отрывках около пятисот славяно-русских рукописных книг 11-13 веков. Сохранились они во многом благодаря древним книгохранительным палатам, как нередко называли тогда библиотеки.

 

На территории Софийского заповедника в Киеве установлен мемориальный знак, на нем – портрет Ярослава Мудрого с книгой руке и текст из летописи «Повесть временных лет». Он гласит: «В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии… И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество…».


Чудо пятое


Библиотека Ивана IV Грозного


Библиотека Ивана Грозного, или Либере́я — коллекция книг и документов, по утверждению историков, принадлежавшая царю Ивану IV. До настоящего времени так и не найдена.

 

Библиотека состояла из книг Софьи Палеолог, привезённых ею из Византии в приданое московскому царю Ивану III (таких книг было довольно много, существуют записи в летописях о 70 подводах, гружённых книгами), а также и из других книг и документов. По различным сведениям, среди книг библиотеки было множество очень редких и представляющих большую ценность экземпляров: древние манускрипты, книги Востока и других народов, летописания древних славянских, скифских и других народов, а также богатейшие собрания книг, вывезенных из Новгорода, Твери, Владимира, Суздаля, Пскова.


Чудо шестое

Н.М. Карамзин «История государства Российского»


Двенадцатитомная «История государства Российского», написанию которой Карамзин посвятил последние 22 года своей жизни, охватывает период с древнейших времен до начала XVII века и является не только значительным историческим трудом, но и прекрасным литературным произведением.


Карамзин внес много нового в понимание общего хода русской истории и в оценки отдельных исторических событий, раскрыл при помощи психологического анализа идейные и моральные мотивы действий исторических личностей. Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все: студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.


Чудо седьмое


Памятники Николаю Васильевичу Гоголю


Создание памятника и библиотеки с самого начала были связаны между собой - место для памятника специально было выбрано неподалеку от дома, где провел свои последние дни Н.В. Гоголь, а сам этот дом было решено превратить в мемориальный гоголевский музей-читальню.


Памятник, созданный Николаем Андреевым, оказался подлинным шедевром, вдохновенным произведением большого мастера. Именно поэтому, оно не могло быть принято и понято всеми - мнения сразу разделились, начались жаркие споры. Но сейчас, по прошествии целого века, стало окончательно ясно - это лучший памятник Москвы. Такую оценку готовы ревностно отстаивать все культурные люди столицы.

 

3. Викторина.

Книга - это такой предмет, который все знают с детства. Для одних она стала близким другом, а для других до сих пор остается таинственной незнакомкой.

Предлагаю вам небольшую викторину, которая покажет, насколько хорошо вы знакомы с книгой.

Вместо вопросов я буду читать предложения и подсказки. Вы должны угадать, о чем я говорю.

  1. Так называют заглавие книги, а также страницу, на которой напечатано заглавие, имя автора, год и место издания. (Титул, титульный лист)
  2. Точное воспроизведение книги, которая была издана много лет назад. (Факсимиле)
  3. Количество экземпляров книги, выпущенное издательством. (Тираж)
  4. Двойные листы плотной бумаги, расположенные между обложкой и титульной страницей. (Форзац)
  5. Материал, который придумали для книжек арабы. Без этого материала книги бы и дальше печатали на папирусе и пергаменте. (Бумага)
  6. Край книжного блока, место, где скреплены все элементы книги: листы, марля и др. (Корешок)
  7. Сотрудник, который исправляет ошибки и опечатки в книге. (Корректор)
  8. Бумажная дополнительная обертка поверх переплета, которая украшает книгу и защищает ее от загрязнения. (Суперобложка)
  9. Картонная коробка, предназначенная для защиты ценных изданий. (Футляр)
  10. Человек, который коллекционирует старые книги. (Букинист)
  11. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу России. Как она называлась? (Апостол)
  12. Первые печатные книги стоили дорого, тиражи были небольшими - 2-5 тыс. экземпляров. Но техника развивалась, и тиражи возрастали. И вдруг в 1814 г. за один день продали 10 тыс. экземпляров одной книги - это была поэма Байрона “Корсар”! Как сейчас называют книгу, которая продаётся лучше других? (Бестселлер)

 

4. «Беседа с мудрецами» (работа над  проблемным вопросом темы урока)

 

Какова роль книги и  чтения в жизни человека? По какому принципу человек формирует свой круг чтения? Какие книги нравятся лично вам (исторические, сказки, детективы и т.д.)? Как вы решаете, что нужно читать, а что – нет? А знаете ли вы писателей мирового значения?

 

Обобщающее слово учителя. Книга может сыграть большую роль в жизни человека. Истории известны люди, чья жизнь изменилась благодаря прочитанной книге. Например, история великого советского учёного, физика Льва Ландау. До 13 лет он был слабым, болезненным ребенком, хотя умным и способным. В 13 лет из-за насмешек сверстников он хотел свести счёты с жизнью. Но вдруг ему в руки попался роман А.Стендаля «Красное и черное». Прочитав, он понял, что человек может сам стать хозяином своей жизни и судьбы. И он стал работать над собой, искоренять недостатки и воспитывать волю и характер.

     Хотелось бы узнать, попадалась ли вам такая книга, после которой хотелось что-то изменить?

 

5. Заключительная часть.

    1.Это интересно:

    - согласно проведенным исследованиям, самой читающей страной в мире является Индия. Индийцы проводят за книгами более 10 часов в неделю. За индийцами следуют таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи. Россия занимает только 7 место (около 7 часов в неделю);

    - специалисты подсчитали, чтобы прочесть все вышедшие книги, читая по 6 часов в день, потребовалось бы 200 тысяч лет.

 

  2. 14 причин, почему читать книги полезно.

1. Чтение книг увеличивает словарный запас

Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми

За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3.Чтение помогает в учёбе.

Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной  выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.  И, безусловно, если ребёнок  читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

4. Чтение добавляет уверенности

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

5.Чтение будит эмоции

Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, преживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».

6. Чтение снижает стресс

В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

7. Чтение развивает память и мышление

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

 8.Чтение побуждает к нравственным поступкам

К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.

9. Чтение защищает от болезни Альцгеймера

По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

10. Чтение делает моложе

Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

11. Чтение делает нас более творческими

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

12. Чтение улучшает сон

Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

13. Чтение улучшает концентрацию

При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности.

14.Чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

 

6. Подведение итогов  (рефлексия)

  Какие впечатления вы получили на нашем уроке? Изменилось ли ваше отношение к чтению?

Закончить урок хочу словами одного библиотекаря: “Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть прочитать всю хорошую литературу. Вот почему из хороших книг надо выбирать и читать только лучшие и, конечно, ни в коем случае не тратить свое драгоценное время на всякую ерунду”.

 

 

 

 

Категория: Классные часы | Добавил: nateil5241 | Теги: Год чтения: побеседуй с мудрецами, Воспитательная работа в школе, Первый урок 8 класс
Просмотров: 852 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 18-05-2024, 14:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Звуковые часы
Форма входа
Категории раздела
Материалы для бесед [2] Памятки и рекомендации [1]
Работа с классом [0] Работа с родителями [0]
Классные часы [2] План воспитательной работы [1]
Мероприятия [0]
Поиск по сайту
Погода в городе

Счетчик посещений
Статистика

Copyright MyCorp © 2024
Tweet