Урок в 9 классе "Направления музыки массовых жанров" - Материалы к урокам - Художественная культура - Каталог файлов - Сайт Ильясовой Наталии
ФЕНИКС
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Художественная культура » Материалы к урокам

Урок в 9 классе "Направления музыки массовых жанров"
09-01-2014, 13:17

НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКИ МАССОВЫХ ЖАНРОВ

(ДЖАЗ, РОК-МУЗЫКА, ДИСКО, ПОП-МУЗЫКА)

 

Цели и задачи урока:

           - ознакомить учащихся с историей возникновения и развития музыки массовых

             жанров (джазом, диско, рок- и поп-музыкой и т.п.); определить ее роль в сов-

             ременном мире и культуре;

           - акцентировать внимание на особенностях музыкального языка джазовой и

             рок-музыки, исполнителях и  наиболее значимых произведениях;

           - развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

           - воспитывать эмоциональную чувствительность и эстетичекий вкус.

 

Тип урока: интерактивный с инновационными методами обучения, применением КТ.

 

Оборудование: учебник, фоторепродукции портретов музыкантов, презентация РРТ, мультимедийная доска, видео и аудио-материалы, раздаточный материал для учащихся.

 

                                                           ХОД УРОКА

 

І. Организационный момент. (Учащиеся входят в класс под музыку (рок или джаз), на доске вывешены репродукции портретов музыкантов)- невербальная постановка проблемы урока.

    1) Проверка домашнего задания путем экспресс-опроса.

Вопросы:

- Временной вид искусства, худ.образы которого создаются при помощи

звуков, ритма, темпа, тембра, гармонии;(музыка)

- Коллектив исполнителей, который ставит своей целью петь группой, вместе;

(хор)

- Словесно-музыкальное произведение, предназначенное для пения (песня);

- Способ исполнения музыкального произведения без участия музыкальных

инструментов (вокал);

- Ансамбль из трех исполнителей (трио);

- Музыка, исполняемая большими оркестрами (симфоническая);

- Музыка для театра, кино, мюзикла (театральная);

- Торжественное музыкальное произведение, используемое как символ

какого-либо государства (гимн);

- Способ исполнения музыкального произведения с участием музыкальных

инструментов (инструментальная музыка);

- Классическая музыка, исполняемая небольшими группами музыкантов

(камерная).

 

    2) Сообщение темы и целей урока. Слово учителя:

         Заходя в кабинет, вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о современной музыке, так называемой музыке массовых жанров, репродукции портретов исполни-телей которой вы видите на доске. Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать на протяжении урока.

А) Раскрыть понятия "музыка массовых жанров", "джаз", "рок", "поп-музыка", "диско", "электронная музыка";

Б)  Проследить историю возникновения и развития джаза и рок-музыки как наиболее своеобразных направлений.

В) Проанализировать музыкальное произведение.

Г) определить роль и значение ММЖ для мировой культуры в целом и для каждого в отдельности.

Д) Прослушать примеры основных направлений рок-музыки.

Е) Подвести итоги.

 

ІІ. Изучение нового материала. (Презентация РРТ)

   Слайд. Музыка массовых жанров.

    Музыка, о которой мы говорим, берет свое историческое начало с последнего десятилетия ХІХвека, развивалась на протяжении ХХ века и по сегодняшний день продолжается ее развитие. Происшедшие на рубеже 19-20 столетия революционные преобразования мира привели к изменениям сознания людей, к желанию создать новые стили и направления в культуре. Большая масса простых людей во всем мире взялась переделывать мир для себя. Не избежала преобразований и музыка. Простые рабочие люди принесли в музыку динамичность, энергию, ритм. И с тех пор музыка стала достоянием не избранного элитного общества, а большой массы людей. Отсюда и название "Музыка массовых жанров".

  Слайд. Джаз.

     Развитие сельского хозяйства в США требовало огромного количества рабочих рук. Поэтому с момента открытия Колумбом в 15 веке, в Америку с 16 по 19 век было завезено большое количество рабов из Африки, которые привезли с собой культуру своего народа. Она могла проявляться только в двух случаях: либо во время работы, либо во время отдыха от работы. Проблемный вопрос: на каком инструменте они могли исполнять свою музыку? – ответ: голос, аккомпанемент- ладони, ноги, подручные средства.

   Слайд. Истоки джаза. (фильм "Основоположники джаза")

     Истоками джаза были трудовые песни негров, которые облегчали монотонный труд.

     Европейцы также завезли свою музыку в Америку. Это были классические произведения, исполняемые на фортепиано и струнных инструментах. Баллады, известные европейцам, теперь исполняли и афро-американцы. Яркой исполнитель-ницей негритянских баллад была Элла Фитцджеральд. (прослушивание отрывка)

     Негры – верующие люди, и в своих песнях они обращались к высшим силам. Спиричуэлс – от слова спирит-дух, душа, призрак. Самый известный хит – "Go down, Moises" в исполнении Луи Армстронга вы слышали, когда входили в класс. Исполня-ется спиричуэлс только акапельно.

    В развитии вокально-инструментального искусства значительную роль сыграли джазовые блюзы.Это песни протеста, выражения тоски отчаяния.

    Когда начинают появляться профессиональные исполнители, в джазе происходят эксперименты. Рэгтайм (разорванное время) – специфическое джазовое исполнение. Первым его исполнил Скотт Джоплин. (прослушивание отрывка)

   И свинг - ритмичная пульсация, с примесью танцевальных элементов.

 

Слайд. Диско.

   Следующее направление музыки массовых жанров – диско. Это стиль популярной танцевальной музыки 2-й половины 1970-х годов. Песни этого направления характеризуются высоким вокалом, равномерным ритмом. В звучании преобладают клавишные , струнные и электронные музыкальные инструменты. Исполнители: группы "АББА", "Бони М" и другие. (Видео или аудио отрывок).

Слайд. Поп-музыка.

   Популярная, общедоступная музыка была названа поп-музыкой – понятие, которое охватывает разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования. Инструментальные ресурсы ограничены электрогитарами и ударными , а также электронными инструментами. Вокальное исполнение характеризуется приближен-ностью к речи, демонстративно непоставленными голосами, а также стонообразными, выкрикообразными и завывающими дополнениями.(прослушивание отрывка). Известны исполнители – Майкл Джексон, Мадонна, Шакира, Бейонсе и многие другие, известные вам исполнители.

Слайд. Рок-музыка.

    Самой малоизученной областью музыки массовых жанров, но при этом самой насыщенной по форме и содержанию является рок-музыка.

Проблемный вопрос- Чем является рок-музыка – рупором молодёжи, музыкальным воплощением раздирающих её противоречивых настроений, или одним из инструментов шоу-бизнеса, направленным на коммерческую прибыль в индустрии развлечений?

Рок-музыка (Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово "rock” — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с "roll”, "twist”, "swing”, "shake” и т. п.

 ИСТОКИ РОК-МУЗЫКИ.(История возникновения):

Рок-музыка появилась в ранние 1950 годы в США и Великобритании как способ выражения настроения молодёжи, его отношения к окружающему миру. В роке молодёжь нашла способ выразить протест миру взрослых, протест их лицемерию и ханжеству. Музыкальная сторона в этом случае сводилась к минимуму.

Слайды. Ведущие направления рок-музыки.

Фолк-рок, кантри-рок, панк-рок, арт-рок, глэм-рок, рок-н-ролл, хеви метал, хард-рок, ритм-энд-блюз, психоделлический рок, индустриальный рок, блэк, мод, джаз-рок, симфонический рок и очень много других.

Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролл, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри.Титул короля рок-н-ролла завоевал Элвис Пресли. (прослушивание отрывка).

                       После прослушивания мелодии учащиеся делают анализ произведения по плану: темп, солирующие инструменты, фоновые инстр., какое настроение и впечатление вызывает произведение.

  В начале 60-хгг. ритмы рок-н-ролла и  ритм-энд-блюза привели к возникновению бит-музыки, и первыми исполнителями, причем очень популярными, стали Биттлз. Став популярными настолько, что вытеснили американскую музыку, положив начало так называемому английскому вторжению. "Ливерпульская четверка" Пол Маккартни, джон Леннон, Джон Харрисон и Ринго Стар – создали не только новую музыку, но и новый имидж, новую эру фанатизма – музыкального. Такого сумасшествия поклонниц не было ни у кого.(прослушивание отрывка).

Беседа по слайдам презентации.

 

ІІІ.Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Домашнее задание: Читать стр. 64-73 учебника. На выбор: коллаж на одну из тем (по направлениям ММЖ – фото групп и исполнителей), сообщение на тему: "Творческий путь ….", аудиопапка произведений отдельных исполнителей, компьютерная презентация по темам урока, подборка интернет-ссылок по поиску материалов на тему урока.

2.Подведение итогов. Рефлексия.

Музыка массовых жанров – самая распространенная, популярная и востребованная широкими массами живущих на Земле людей. Роль и значение переоценить трудно. Это новая и близкая по духу любому человеку  стилистика, ритмика, содержание.

Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых – бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение новых групп и исполнителей-основоположников стиля, и затем – постепенный процесс "приручения”, коммерциализации, порой – упрощения, возникновения вторичных групп.

Рок стал не столько искусством, музыкой, сколько способом выражения настроения молодёжи, его отношения к окружающему миру.

Рок-музыка стала способом не только музыкального, но и социального бытия. В ней человек отражает своё отношение и к миру прекрасного, и к общественной жизни, и к другим людям.

 

 

 

Категория: Материалы к урокам | Добавил: Nateil | Теги: Художественная культура, урок-презентация, 9 класс
Просмотров: 7252 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 18-05-2024, 16:49
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Звуковые часы
Форма входа
Категории раздела
Тесты [14] Материалы к урокам [6]
Методические материалы [5] Учебники по ХК [0]
Поиск по сайту
Погода в городе

Счетчик посещений
Статистика

Copyright MyCorp © 2024
Tweet