Изобретение Гуттенбергом печатного станка в
1450 г. ознаменовало начало эпохи становления системы средств массовой
коммуникации, следствием, которого явился качественно новый этап развития
рекламы. Тексты, написание которых раньше требовало многодневной и кропотливого
труда, теперь могли подготавливаться достаточно быстро.
На протяжении второй половины XV века типографические предприятия, начало
которым положил Гуттенберг, распространяются по Европе: в 1465 г. появляется
первая типография в Италии, в 1468 г. в Швейцарии, в 1470г. – во Франции, в
1473 г. в Бельгии и Венгрии, примерно тогда же – в Польше. В 1476 г. печатный
станок утвердился в Чехии, Англии и других европейских странах.
Первое печатное рекламное объявление
датировано 1472 г. текст был вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и
информировал прихожан о продаже молитвенника.
Основателем печатной рекламы в Европе считают
врача Теофраста Ревностно открывшего в 1630 г. в Париже справочную кантору,
печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». Первым рекламным
объявлением, опубликованным, считается объявление о награде за указание
местонахождения 12-ти украденных лошадей. Появилось оно также и в одной из
лондонских газет.
Немного позже стали заполняться объявления
торгвого характера, в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе и
других продуктов питания.
Первые рекламные публикации бесхитростно
оповещали о существовании того или иного товара. Вскоре, однако, их стили и тон
меняются, начинают широко использоваться всякого рода сюжетные и оформительские
приемы.
После изобретения книгопечатанья на городских
стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные тексты (обращения), но
и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их
распространения, например выставление на всеобщее обозрение в расщепленном
конце палки (прообраз современных транспарантов). В рабочих кварталах Парижа в XVIII веке было очень популярная листовка, рекомендующая
недорогие винные кабачки в пригороде, где не взималась муниципальная пошлина.
В американских колониях одной из первых газет,
специализировавшихся на рекламных объявлениях, явилась газета «Бостон
Ньюслеттер» - 1704 г.
Большое количество рекламы публиковала
«Газетт», основанная Бенджамином Франклином в 1729 г. С именем Франклина
связывают расцвет рекламы в Соединенных Штатах, называя его отцом американской
рекламы. «Газетт» не только имела самый большой тираж, но и самый большой объём
рекламных объявлений среди всех изданий колониальной Америки.
Индустриальная революция, начавшаяся в Англии
в середине XVIII
века, спустя полвека достигла Америки. Производители товаров поняли всю
ценность рекламы как способа проникновения на новые рынки сбыта товаров и
завоевания этих рынков, получения максимальных прибылей. Постепенно менялись и
сами рекламные объявления. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст
стал дополняться фотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность
и правдивость. Изобретение телеграфа в 1884 г. связало самые отдаленные районы
с центром, устранив разобщенность и замкнутость регионов. Реклама становится
одним из методов неценовой конкуренции, одной из функций маркетинга. Реклама
становится мощным орудием в руках привилегированных классов капиталистического
общества для формирования потребностей и жизненных стандартов людей в рыночной
экономике.
Рекламой стали заниматься специальные фирмы и
агентства, имеющие разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные
отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий, издательств и т.
д. История создания рекламных агентств (XIX в) начиналась, в основном, со скупки
полос (площадей) и перепродажи их рекламодателям со значительной для себя
прибылью. История рекламного дела упоминает о некоем В. Палмере, первом в США
рекламном агенте. Обосновавшись в Филадельфии в 1841 г., Палмер заключал
контракты с издателями на закупку газетно-журнальных площадей, затем продавал
места под рекламу рекламодателям. В то время тексты подготавливали сами
рекламодатели. Лишь со временем агенты начали заниматься подготовкой
непосредственно текстов, отдаляясь, таким образом, от изданий, но приближались
к рекламодателям. Постепенно рекламодателям стал предлагаться более широкий перечень
услуг.
Первым рекламным агентством, планирующим,
работающим над текстом обращения и проводящим рекламные компании считается
филадельфийское рекламное агентство «Айер и сын», основанное в 1890 г.
В настоящее время в центре Нью-Йорка на
Мэдисон-авеню располагаются штаб-квартиры ряда крупных американских рекламных
агентств, в которых работают около 30 тыс. человек. Однако подавляющее
большинство из 6000 насчитывающихся в стране рекламных агентств находятся за
пределами Нью-Йорка. В США очень мало городов, где не было бы хотя бы одного
рекламного агентства. Самое крупное рекламное агентство находится в Японии и
называется «Денцу».
|